margosha1508 / Сказочный понедельник)

О чем на самом деле рассказывается в детских сказках 
Красная Шапочка. 
В оригинале Красная Шапочка носила вовсе не шапочку, а шаперон — накидку с капюшоном. У Перро она разгуливала именно в шапероне. А вот в немецкой версии братьев Гримм девочка была именно в шапочке, что прижилось и у нас. Первая запись этой сказки, сделанная в Тироле, датирована XIV веком. Распространена она была по всей Европе, и в оригинале ее рассказывали с любопытнейшими подробностями, о которых Перро и Гриммы как-то забыли упомянуть. У Лукоморья труп зеленый. О чем на самом деле рассказывается в добрых детских сказках. Девочка в красном плащике действительно заболталась с волком по пути к бабушке. А когда она пришла к домику, там хитрое животное уже успело бабушку не только убить, но и сварить. Волк в бабушкином чепце и платье кулинарничал, гостья была приглашена к столу, и вместе они принялись весело кушать бабушку, у которой было вкусное жирное мясо. Правда, бабушкина кошечка пыталась предупредить девочку о нежелательности каннибализма. Она крутилась вокруг и пела песенку: Девочка бабушку жует, Бабушки своей косточки грызет. Но волк метким ударом деревянного башмака тут же убивает наглую кошку, на что Красный Плащик реагирует весьма безмятежно. Девочка раздевается догола, прыгает к бабушке в постель и принимается задавать ей непростые вопросы: – Бабушка, почему у тебя такие широкие плечи? – Бабушка, почему тебя такие длинные ноги? – Бабушка, почему тебя на груди так много шерсти? Волк на это честно отвечает, что так ему удобнее дорогую внучку обнимать, догонять и согревать. А когда дело доходит до больших зубов, волк не выдерживает и вспарывает своей милой подруге шейку. Видимо, бабушки ему не очень досталось за обедом. И да, конец. Никаких дровосеков. 
Гензель и Гретта 
Древний сюжет про детей, потерянных в лесу, обрел новую жизнь в самом начале XIV века, во время Великого голода 1315–1317 годов. Три года чудовищных неурожаев, вызванных продолжительными заморозками, унесли примерно 25 процентов населения Северной Европы. В городах и деревнях процветал каннибализм. И именно тут появились Жанно и Марго (или Гензель и Гретель в немецком варианте). Версий сюжета много, но самая популярная заключалась в том, что отец и мать, помирая от голода, решили съесть своих детей. Дети, услышав, как родители точат ножи, помчались в лес — переждать там, пока папа с мамой от голода умрут. По дороге мальчик бросал камушки, чтобы не заплутать. Просидев какое-то время в лесу, дети тоже стали изнывать от голода и тихонько прокрались обратно к дому. Там они услышали разговор родителей, которые раздобыли где-то немножко хлеба и теперь печалились, что хлеб-то для подливки есть, а вот непослушное мясное блюдо от них ускользнуло. Дети стащили кусок хлеба и опять подались в чащу. Но теперь мальчик отмечал путь крошками, которые тут же склевали тоже обезумевшие от голода птицы. Доев хлеб, дети решили было помирать — и тут они вышли к домику, сделанному из хлеба! А окна даже были выложены пшеничными лепешками! Дальше все идет по уже знакомой нам колее. Но в конце дети радостно возвращаются домой, неся с собой не только мешки свежего хлеба, но и хорошо зажаренную ведьму. Так что родителям теперь не нужно есть своих детей. Все счастливы, все обнимаются. С течением времени сказка видоизменялась. Голод в качестве основного персонажа все же остался, но родители теперь просто избавляются от лишних ртов, отводя детей в лес. Домик превращается в пряничный, ибо маленьких слушателей нынче хлебом к ведьме уже не заманишь, а изжарившаяся ведьма так и остается в печи, не попадая на семейный стол. 
Белоснежка 
В системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона Белоснежка идет под номером 709. Это одно из известных повествований народной сказительницы Доротеи Виманн, записанное Гриммами и изрядно ими смягченное, хотя и от гриммовской версии фанатам Диснея станет не по себе. Ну, во-первых, Белоснежку, падчерицу царицы, тоже собирались съесть — как без этого в сказке-то? Мачеха потребовала от слуги, чтобы он, придушив надоедливую девицу, принес в царскую кухню ее легкие и печень, которые и были поданы в тот же день на веселом званом ужине в замке (потроха оказались оленьими, ибо слугу девица подкупила своей красотой и молодостью). Белоснежка оказывается в плену у семи горных духов, которым тоже нравится ее красота — настолько, что они решают оставить девушку у себя. После смерти Белоснежки от отравленного яблока гроб с ее телом выставляется на горе, и там его видит проезжавший мимо королевич. Далее Гриммы с некоторой заминкой пишут, что королевич пожелал забрать мертвую девушку к себе, потому что она выглядела как живая и была очень красивой. Не будем думать о королевиче плохо — может быть, он, в отличие от возлюбленного Спящей Красавицы (см. дальше), просто собирался честно и благородно выставить ее в краеведческом музее. Но пока он торгуется с гномами за право выкупа тела, его слуги роняют гроб, мертвая девушка падает, кусок яблока вылетает изо рта девицы — и все живы и счастливы. Ну, кроме мачехи. Потому что царице на ноги надели раскаленные железные башмаки и заставили ее плясать на горящей жаровне, пока она не умерла. 
Спящая красавица 
Ага. Конечно, поцеловал он ее... Нет, в древних версиях этого сверхпопулярного сюжета, первые записи которого относятся к XII–XIII векам, все происходило иначе. И подробнее всех за полстолетия до Перро, в 30-х годах XVII века, сюжет записал итальянский граф Джамбаттиста Базиле, еще один собиратель народных сказок. Во-первых, король был женат. Во-вторых, обнаружив девушку, спавшую в заброшенном замке в лесу, он поцелуем не ограничился. После чего насильник поспешно уехал, а девушка, так и не выйдя из комы, в положенный срок разрешилась двойней — мальчиком и девочкой. Дети ползали по спящей матери, сосали молоко и как-то выживали. А потом мальчик, потерявший материнскую грудь, начал от голода сосать подвернувшийся мамин палец и высосал застрявшую там проклятую занозу. Красавица проснулась, обнаружила детей, поразмышляла и приготовилась к голодной смерти в пустом замке. Но проезжавший мимо король как раз вспомнил, что в прошлом году весьма недурственно провел в этих зарослях время, и решил повторить мероприятие. Обнаружив детей, он повел себя как порядочный человек: стал наведываться и подвозить продукты. Но тут в дело вмешалась его жена. Детей она зарезала, накормила папашу их мясом, а Спящую красавицу хотела было сжечь на костре. Но потом все кончилось хорошо. Королева пожадничала и приказала стащить с девушки шитое золотом платье. Король, полюбовавшись на юную голую красавицу, привязанную к столбу, решил, что прикольнее будет отправить на костер старую жену. А детей, оказывается, спас повар. 
Рапунцель 
А тут вообще все крайне невинно. Единственное, считай, отличие диснеевского сюжета от оригинальной версии, записанной Гриммами, в том, что никуда Рапунцель с принцем не убегала. Да, он лазил в башню по ее косе, но вовсе не с целью жениться. И Рапунцель тоже не рвалась в пампасы. На свободу она весьма оперативно отправилась, когда ведьма заметила, что корсет красавицы перестал сходиться в талии. В немецких деревнях, где многие барышни работали служанками в зажиточных домах, этот сюжет был не столь уж сказочным. Ведьма остригла Рапунцель, а принц в наказание был оставлен колдуньей без глаз. Но в конце сказки все у них отрастает заново, когда слепо блуждавший по лесу принц наткнулся на своих детей-близнецов, которые искали пропитание для голодной и несчастной Рапунцель. 
Золушка 
Над сюжетом сказки «Золушка» Шарль Перро поработал особенно старательно, тщательно вычищая из него всю мрачность и всю тяжелую мистику. Так появились феи, принцы Мирлифлоры, хрустальные башмачки, кареты-тыквы и прочая красота. А вот братья Гримм записали за народной сказительницей Доротеей Виманн версию, которая была куда ближе к народному варианту этой сказки. В народном варианте Золушка бегает просить платья для балов на могилу матери, которая встает из гроба, чтобы нарядить дочурку (Гриммы, подумав, все же заменили маму-зомби на белую птичку, которая подлетала к могиле со свертками в зубах). После балов девушка сбегает от принца, который хочет не столько жениться, сколько немедленно размножаться. Девушка взбирается то на грушу, то на голубятню. Принц топором рубит все эти возвышенности, но Золушка как-то ухитряется скрыться. На третьем балу принц просто приклеивает прыткую красотку к лестнице, залив ту смолой. Но Золушка выпрыгивает из золотых туфелек и, вся в смоле, опять уносится, спасая свою честь. Тут принц, окончательно ополоумев от страсти, решает выманить барышню обещанием жениться. Пока Золушка размышляет, можно ли верить его словам, пусть и объявленным на все королевство, принц начинает курсировать с туфельками. Старшая сестра отрезает себе пальцы ног, чтобы влезть в туфельки, но сильно хромает в них и теряет по дороге. Младшая сестра отрезает себе всю пятку и идет достаточно ровно, однако белые голуби раскрывают принцу и его свите обман. Пока сестры бинтуют кровавые обрубки, появляется Золушка и, вытряхнув кровь из туфелек, надевает их. Все в восторге, принц и Золушка едут жениться, а белые голуби выклевывают ее сестрам глаза, за то что они заставляли Золушку убирать в доме и не пускали ее на бал. И теперь сестры, слепые и почти безногие, ползают по городу и просят милостыню, радуя этим сердце Золушки, живущей с красивым принцем в уютном дворце. 
Баба Яга 
Самый популярный персонаж славянских сказок, чье имя значит Баба-Язва, имеет крайне мрачное происхождение, а описание ее очаровательного жилища было верным способом до икоты напугать маленьких полян, древлян и прочих кривичей. Ибо даже самые юные обитатели славянских земель, увы, хорошо знали, что такое избушка на курьих ножках. Вплоть до XIII–XIV веков, а кое-где и дольше, аж до XIX века, на наших лесных территориях покойников хоронили в домовинах — «избах смерти». Это был отличный способ захоронения для богатых деревом северных земель с их вечно промерзшей землей. Выбирались несколько стоявших рядом деревьев, их срубали на высоте полутора-двух метров, корни подсекали и частично вытаскивали наружу, чтобы уберечь стволы от гнили, а вверху возводили небольшую избушку, куда и помещали труп вместе с причитавшимися ему яствами и кое-каким скарбом. В такую избушку почти не могли попасть хищники, а стоять они могли десятилетиями и веками. Бабка-Язва, Старуха-Мор, а именно сама Смерть, конечно, рассматривала эти домики как свое законное жилье. Ее костяная нога, принадлежавшая миру мертвых, грозно стучала на тех, кто осмеливался сунуться ближе к этому охраняемому захоронению. И все Иваны Царевичи, попадавшие к ней в гости, проходили те обряды, которые были положены покойникам: их обмывали, избавляя от «человечьего духа», выдавали им пищу в долгий путь и укладывали спать — надолго. 
Три медведя 
Сейчас мы воспринимаем рассказ про Машеньку, наведавшуюся в гости к трем медведям на предмет опробовать их кроватки и миски, как нечто исконно наше. И тут мы в корне неправы. Именно «Три медведя» не являются даже интернациональным бродячим сюжетом — это чисто шотландская сказка, вошедшая и в английский фольклор. Русской ее сделал Лев Толстой. Он перевел эту сказку, ознакомившись с ней в исполнении Роберта Саути (сказка Саути была опубликована в 1837 году). В изначальной, фольклорной версии к медведям являлся их вечный противник лис, и он либо вынужден был бежать от медведей со всех ног, либо с него все-таки успевали спустить шкуру, на которой самый маленький медведь потом любил греть свои лапки, сидя перед камином. Роберт же Саути превратил главного героя в маленькую старушку. Судьба старушки осталась туманной. Вот как звучит финал сказки Саути: «Старушка прыгнула из окна, и то ли она сломала себе шею при падении, то ли убежала в лес и там заблудилась, то ли благополучно выбралась из лесу, но была схвачена констеблем и отправлена в исправительный дом как бродяжка, я не могу сказать. Но три медведя больше никогда ее не видели». А Лев наш Николаевич ни с какими старушками знаться не пожелал и сделал героиней маленькую девочку, благополучно спасшуюся от ужасов медвежьего леса. 
  • krem, 07.05.2018 19:59 #
    +1
    1
    Походу Лев Николаич единственный гуманист из сказочников.
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 20:02 #

      А может адаптировал ,когда ещё молодым был)
      ответить на комментарий
  • Lapka, 07.05.2018 20:00 #

    Ужас))
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 20:03 #

      Нее))) добро пожаловать в реальность) Ну и ,конечно, сказка- метафора времени.
      ответить на комментарий
      • Lapka, 07.05.2018 20:04 #
        +1
        1
        Я и адаптированные сказки с ужасом сейчас читаю, а раньше норм было, дети не вдаются в подробности)
        ответить на комментарий
        • margosha1508, 07.05.2018 20:13 #

          У меня в детстве очень много было книг со сказками разных народов. Якутские и ненецкие сказки почитать на теперешние скептические мозги- там сплошь расчлененка!)) Или какие калмыцкие) А страшные сказки у гуцулов?) Но в детстве они правильно укладываются. У ребенка должно быть безопасное пространство для проживания страхов.
          ответить на комментарий
          • Lapka, 07.05.2018 20:14 #

            Гуцульские - дааа, мурашки по коже до сих пор.
            ответить на комментарий
  • margosha1508, 07.05.2018 20:08 #

    А про ослиную шкуру сказка) Король хотел на дочке жениться,а она из него подарки- баблишко тянула. Потом все умерли,а она моталась по улицам в тухлой шкуре и милостыню просила. Куда все добро подевала?))) На что деньги потратила?)
    ответить на комментарий
  • Morgenstern, 07.05.2018 20:48 #
    +2
    2
    Вот это я понимаю сказки! А то - мама мальчика не любит, видите ли)))).
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 20:55 #

      Вот-вот!)))) И сюжет не теряет актуальности!)
      ответить на комментарий
  • DI, 07.05.2018 21:46 #

    Хорошо, что мне в детстве не попались такие сказки)))
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 21:50 #

      Почему?) Разве в детстве сказки не читали разные?
      ответить на комментарий
  • DI, 07.05.2018 21:58 #

    Читала запоем все, что нашлось в сельской библиотеке. Такие сказки ине не попали, а то, боюсь, моя детская психика была бы непоправимо нарушена) Поскольку девочка я была весьма эмоциональная и впечатлительная. Помню даже каких-то человечков,бегающих по шторкам, видела)))
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 22:03 #

      Можно наверстать) сказки народов севера! Там главный тотем- ворон. Это прекрасно метафорично. Скандинавские сказки с троллями) Черная курица скромно стоит со своей готикой в сторонке)
      ответить на комментарий
      • Clown, 07.05.2018 23:33 #

        Книга со скандинавскими сказками стоит у родителей. В детсве её читал. Там полно сюжетов о всяких привидениях. Страшно было, но всё равно читал с интересом. У родителей тоже есть сборник русских народных сказок. Там тоже много сказок о привидениях. Жутко было читать, но рука сама тянулась открыть такие сказки :)
        ответить на комментарий
        • margosha1508, 07.05.2018 23:40 #

          А какие сказки про приведения? Мне кажется,что приведения -это уже что-то современное. Эпос всё-таки складывается из более реальных фигур.
          ответить на комментарий
          • Clown, 07.05.2018 23:50 #

            Скандинавские? Те сюжеты, что я помню, были в основном о том, что какое-то привидение начинало пугать жителей дома или деревни. Но вовремя приходил священник (он появлялся в разных сказках, звали его везде одинаково) и делал так, чтобы злой дух больше не мешал жителям. Это явно христианское влияние. Про троллей страшилок не помню. А если про русские сказки, то помню такой сюжет. В дом постучался путник, попросился переночевать, его пустили. Вечером все стали есть изодного котла. Гостя тоже позвали ужинать. А ел он как-то очень много, больше других в доме. Хозяйка наэто смотрела-смотрела, а потом подумала чтоб ты подавился, так много ешь. И именно в этот момент гость действительно подавился и умер. А следующей ночью он стал приходить к хозяевам к дому, стучаться в дверь и окна, просил поесть что ли. Не помню как от него избавились. Кажется какой-то солдат помог.
            ответить на комментарий
            • margosha1508, 08.05.2018 09:31 #

              )))) какая жизненная русская сказка)))) И мораль хороша)
              ответить на комментарий
  • sheldon, 07.05.2018 22:03 #

    Отличные сказки)) в своё время я думаю вполне успешно ограждали любопытных детишек от необдуманных поступков и описывали реалии того времени) Кстати в детстве очень любила болгарские сказки, от некоторых крыша страхами и тогда заростала)))
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 22:10 #

      Мне картинки очень нравились в таких сказках.  Сейчас,когда проезжаем в какой-нибудь заграничной деревушке мимо- часто прямо как из тех сказок ) то стог такой стоит,то костюм национальный вспомню с картинки,то домик похожий. То горное ущелье))) из которого тролль вылазил)
      ответить на комментарий
      • sheldon, 07.05.2018 22:22 #

        Да-да))) тоже ловлю себя на мысли что вот так и представляла когда читала)
        ответить на комментарий
        • margosha1508, 07.05.2018 22:31 #

          Значит очень правильно сказки придумывали! Не то,что сейчас))))) даже не представляю на каком мировом водоеме мне привидется губка Боб квадратные штаны)))))))))))) или ещё какой шарообразный лось))))))))
          ответить на комментарий
  • Malechka, 07.05.2018 22:20 #

    вот я тоже была девочка впечатлительная, но толстенную томину сказок братишек Гримм перечитала несколько раз) какое же забавное детское восприятие) сейчас у меня волосы шевелятся, а тогда вроде и спала спокойно) а рыдала над несчастным паучком и мамонтенком из мультиков)
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 22:26 #

      Я не рыдала) я - ребенок кремень) была))) Но белого Бима смогла посмотреть только раз. Все! Больше ни ногой,ибо уйду рыдать в подушку. Это пожалуй единственная травма моя) Кста! А мультики какие были по сказкам!!!! Мрачноватый на теперешний взгляд,мало красочны,но зато какой накал и экшен!
      ответить на комментарий
  • Letto, 07.05.2018 23:09 #

    Всё слышала Только про Бабу Ягу слышала другую версию. Про культ баба Ага
    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 23:39 #

      Есть версия о магическом женском начале.
      ответить на комментарий
  • ProstoOdinChelovek, 07.05.2018 23:19 #

    ответить на комментарий
    • margosha1508, 07.05.2018 23:37 #

      Вот и прототип куриной избушки))) немного фантазии) и будет генномодифицированное НЛО) особенно для заезжих купцов с края земли) пока они до родины довезут свои впечатления) на выходе будет история про древний склеп)
      ответить на комментарий
Ответить автору поста
margosha1508
87 постов
Последние комментарии
Olga-A
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}